Движения пальцев рук на всех этапах развития ребенка играют важную роль. Самый благоприятный период для развития речи – до семи лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Пальчиковая гимнастика – это игра с участием рук и пальцев. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но и также речевой центр ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные). Благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность сосредотачиваться.

Пример пальчиковой игры «Пальцы – дружная семья»:

- Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой!

А это – средний,

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить –

Надо с пальчиками дружить!

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику и речь ребенка.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Таким образом, степень увлечения ребенка пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детьми следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, также важным аспектом остается выразительная мимика и интересная речь взрослого.